Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Школа с.Аксарка

 

История школы

 

Краткая хронология

  • В 1931 году в Аксарке была открыта первая начальная школа, которая располагалась в  доме, принадлежащем рыбтресту. Ее посещал 181 учащийся.

  • В 1934 году по типовому проекту было построено здание школы, которой был присвоен статус неполной средней школы.

  • В 1941 году неполная средняя школа была преобразована в Аксарковскую среднюю школу. Она стала первой средней школой в районе.

  • В 1949 году была открыта школа-интернат.

  • Затем на базе двух школ, Аксарковской средней школы и Аксарковской школы-интерната, была образована Аксарковская средняя школа-интернат.

  • Современное здание школы открыто 26 февраля 2002 года.

  • 2014 - 2015гг - 734 обучающихся, работает 116 педагогов  и воспитателей.

 Директора Аксарковской школы 

  • Тананина Екатерина Михайловна - 1949 г.
  • Литвинова  -  1950-1954 гг.
  • Баев Михаил Константинович  - 1954-1961 гг.
  • Кульчитский Петр Николаевич -  1961-1963 гг.
  • Шарапов Афанасий Николаевич - 1963-1968 гг.
  • Павлова Любовь Васильевна - 1968-1971 гг.
  • Шеходанов Георгий Александрович - 1971-1973 гг.
  • Будылдина Мария Семёновна - 1973-1977 гг.
  • Мориков Павел Иванович - 1977-1981 гг.
  • Хубаев Георгий Михайлович - 1981-1985 гг.
  • Барабанщиков Юрий Александрович - 1985-1990 гг.
  • Карымова Наталья Алексеевна - 1990-1992 гг.
  • Стариков Иван Петрович - 1992-1996 гг.
  • Можаев Пётр Дмитриевич - 1996-1998 гг.
  • Боровых Елена Александровна - 1998-2001 гг.
  • Шонохов  Фёдор Иванович - 2001-2003 гг.
  • Ольшевская Ольга Геннадьевна - 2003-2009 гг
  • Прокопчук Светлана Михайловна - 2009  -2013гг.
  • Крейда Елена Ануаровна  - 2013г.

  Начало начал…

 

  Сохранились очень скудные сведения о становлении образования в с. Аксарка. В 1929-1931 г.г. в наш район высылали раскулаченных крестьян Челябинской и Астраханской областей, а также с юга Тюменской области.   Историческим центром села является Старая Аксарка – район современной улицы Нагорная. Именно там были вырыты первые землянки, и с тех пор этот холм так и называется – Старая Аксарка.

    

   Из записей воспоминаний спецпереселенцев поселка Аксарка вырисовывается трагическая картина жизни людей, не по своей воле оказавшихся в нашем суровом крае. Летом 1930 года репрессированных по реке Обь привезли в г.Салехард, затем перегрузили в плашкоуты (3 плашкоута) и вниз по Оби повезли в местечко, называемое Хэ. Там их выгрузили без жилья, дали сетки, лодки, заставили ловить рыбу. Когда люди ехали по Оби, то тогда проезжали это место, где сейчас Аксарка. Ничего не было, кроме небольшого здания в логу Старой Аксарки. Это здание именовалось Аксарковской консервной фабрикой рыбопромышленника Плотникова. Фабрика работала сезонным методом. Рабочие тоже были сезонными. С наступлением зимы репрессированных мужчин, привезли сначала в п. Щучье – строить районный центр, а потом перевезли строить Аксарку. Женщины и дети тем временем все еще оставались в Хэ. И только когда жилье, типа бараков,  в Аксарке было построено, мужчины перевезли свои семьи.     Работали кто на строительстве, кто на добыче рыбы. Всевозможную мебель делали своими руками. Жили в бараках по 6 семей и домах-землянках. Из ссыльных, особо мастеровитых, создали неуставную артель, куда вошли  столяры и плотники.  Началось строительство жилья, так же артель обеспечивала население предметами быта. Весной 1932 г. люди зашли в дома-бараки.  Построили маленькую баню,  пекарню, магазинчик.

 

  

 

 

   В 1933 году в Аксарке проживало 188 семей – 1049 человек репрессированных и 4 семьи (20 человек) местного населения. В 1934г. открылась неполная средняя школа, дети учились в одном помещении, в котором занималось три класса. А в 1938г. была построена школа побольше, в ней было печное отопление, а освещение – керосиновые лампы. Транспортные средства – лошадь, олень.  

  В 1933-1934 годах в посёлке построено новое здание школы на берегу реки Обь. Известно, что в 1938 году директором был Пётр Масленников, затем – Милютин, а жена его была завучем.

 

 

 

   Сороковые… Роковые…

         

   Война. Из Приуральского района ушло на фронт более 700 человек. Многие из них – выпускники, учителя и ученики нашей школы. Не вернулись с фронта 374 человека. В центре посёлка стоит памятник героям-приуральцам, на его плитах высечены фамилии погибших односельчан.

   Во время войны директором школы была Степачёва. Её муж – офицер запаса, вёл в школе военное дело.

     Из воспоминаний…

   Из воспоминаний Юрия Николаевича Паромова. В 1943 году пошёл в школу, первой учительницей была Худякова Нина Александровна.

   « В годы войны в посёлке Аксарка было много переселенцев и эвакуированных. Их дети учились в Аксарковской школе. Школа была переполнена и работала в две смены. В 1941 году школа стала средней. Старшеклассников было немного, в основном, ученики младших и средних классов. В школе было печное отопление, дрова привозили на оленях и лошадях, пилили и кололи дрова сами ученики и их родители. Электричества не было. Классы освещались подвесными керосиновыми лампами. В классах стояли парты разных размеров. Были кое-какие наглядные пособия, географические карты, но с учебниками было туго: порой на весь класс был один учебник. Тетрадей не было, приходилось писать на газетах, на обёрточной бумаге.   Писали в основном карандашами или деревянными ручками. В то время в школе были комсомольская и пионерская организации.

   Школьники вели большую тимуровскую работу, помогали семьям фронтовиков: заготавливали дрова, помогали по хозяйству. Помимо учёбы школьники занимались спортом: проводились соревнования по лыжным гонкам, физкультурные упражнения – пирамиды - вставляли в программы концертов. В школе был небольшой спортзал, в нём были кольца, канат, перекладина».

   Трудно было всем. На плечи женщин и детей легли все тяготы жизни.

   И постоянная боль за своих родных, тех, кто на фронте.

  

   Конец сороковых годов, пятидесятые…

   В 1949 году в п. Аксарка была открыта школа-интернат. Затем на базе двух школ, Аксарковской средней школы и Аксарковской школы-интерната, была образована Аксарковская средняя школа-интернат.

   Располагалась в нескольких зданиях.

   Вечный холод.

   Заготовка дров.

   Помощь вдовам.

   Пионерские сборы.

   Комсомольские собрания.

   Работа в мастерских.

   Лыжные гонки.

Ученики и учителя – всегда вместе, всегда рядом.

  

   Шестидесятые…

   Это время великих новостроек. Творчество Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. В Аксарке всё та же школа на берегу Оби. Чтобы жить и учиться, надо было работать: пилить дрова, заготавливать уголь, косить сено.

   Из трудового рапорта учащихся 1961 года выпуска:  

   « Мы, учащиеся 10 класса, хотим отчитаться перед вами, ребята, за наши трудовые дела, совершённые нами за период учёбы в Аксарковской средней школе и передать вам трудовую эстафету.

   Нами сделано для школы и посёлка следующее:

  1. Провели проводку для радиоузла и организовали работу радиоузла на школьных вечерах.
  2. В исправном состоянии содержали электрическую проводку в школе и в интернате.
  3. Провели электропроводку в мастерской и в домах колхозников.
  4. Вырыли ямы для установки столбов электролинии.
  5. Приняли участие в 25-ти воскресниках, на которых напилили и накололи 60 кубометров дров.
  6. Вывозили дрова с берега в школу и на пилораму.
  7. Ходили в д. Товопогол с концертами для колхозников.
  8. Готовили школьные вечера и выставки.
  9. Работали в парниках и теплицах колхоза имени Чапаева.
  10. Убирали урожай
  11. Собирали золу и металлолом.

       Подписи:

  • Кочеткова Валентина
  • Мартемьянова Людмила
  • Колесников Николай
  • Сыченко Владимир
  • Дергоусов Игорь и др.»

    

  Выпускные классы в последующие годы в трудовом рапорте отчитывались:

   Штукатурили мастерские и школу.

   Сажали и убирали картофель в колхозе.

   Заготавливали кормовые веники для колхозного скота.

   Участвовали в поселковых, районных и окружных спортивных соревнованиях.

   Делали заборы и тротуары

   Ремонтировали двигатели для рыбозавода и школы.

    
     

   Из воспоминаний Афанасия Николаевича Шарапова, педагога, ветерана Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, Почётного гражданина Приуральского района, кавалера многих боевых и трудовых государственных наград:

   …Что касается людей, то скажу, что я очень доволен тем, как ко мне относятся односельчане, руководители села и района. Не забывает меня и коллектив Аксарковской школы, где много лет работал учителем. Помню, в шестидесятые годы мне одному пришлось преподавать историю, обществоведение, физкультуру и военное дело. Учителей не хватало и приходилось работать за двоих…  Но ничего - выдюжил.

 

Выпускники 1966 года в своём рапорте написали:

« Совместно с 9-ым классом открыли традиционный клуб «Бригантина», посвящённый встрече с бывшими выпускниками».

 Традициям  верны

 07.02.2013

 

 

   Ежегодно в первую субботу февраля, независимо от погодных условий и жизненных обстоятельств, выпускники разных лет собираются на традиционном вечере встречи. У нас в Аксарке его называют «Бригантина». Коридоры школы пестрят плакатами с фотографиями выпускников-юбиляров, воздух наполняется ароматом цветов, а на сцене идут последние приготовления. Пока одни гости занимают столики, другие спешно распределяют слова для выступления, третьи настраивают гитару. Повсюду улыбки, шум и смех. Так начиналась «Бригантина - 2013», пожалуй, лучшая за последние несколько лет. 

    

 

  Конечно, «чемоданы» шуток. За время двухчасового плавания «Бригантина» заходит в   залив «Школьный», величаво проплывает «Море воспоминаний» и кидает якорь в бухте   «Песочные часы».
   Все главное действие происходит на верхней палубе «Бригантины». На неё, сменяя   друг друга, выходят бывшие выпускники, по сути, вчерашние мальчишки и девчонки, правда, чуть-чуть повзрослевшие. На некоторых даже есть ленты, которые они надевали на свой   последний звонок и выпускной бал. Сегодня это настоящий раритет! Ведь раньше эти ленты   выпускники шили самостоятельно. И уже после на них с помощью трафарета наносилась   золотая краска с заветной надписью «Выпускник». Однако вернемся в год 2013.
   В адрес учителей и школы звучит много трогательных слов. Каждому выпуску есть что сказать. Прозой, стихами, песней - неважно, главное - от души! Качаясь на волнах бухты «Песочные часы», незаметно для самих себя, выпускники проделывают большой путь от 1958 до 2008 года. А после с ответным словом выступают помощники капитана «Бригантины» - классные руководители.
   В это время в зале раздался телефонный звонок. Звонящей оказалась классная «мама» не одного десятка выпускников Зинаида Степановна Саргина. Она тепло поздравила свои юбилейные выпуски и пообещала приехать на «Бригантину» 2014 года.   За всю свою восьмидесятилетнюю историю Аксарковская школа-интернат выпустила в большое плавание свыше трех тысяч учеников. И каждый из них унес частичку тепла родной школы. 

   Где бы мы ни были, кем бы мы ни стали, но раз в год нам обязательно звонят из школы и приглашают на вечер встречи. И даже если приехать не получается именно в день проведения «Бригантины», мы чувствуем причастность к этому событию. Сами собой находятся телефоны
   одноклассников, и детство как будто возвращается снова. Ведь как бы там ни было, на нас на всех одна общая печать, а зовется она – одноклассники! Спасибо «Бригантине» за то, что дает возможность встречаться, мириться и снова чувствовать себя детьми
!

Светлана Снежная
Фото Андрея АШИРОВА

 

 Семидесятые, восьмидесятые …

 

   В 1971 году открыто новое здание школы в пер. Школьном  на 320 мест.

Начали функционировать учебные кабинеты: лингафонный, физики, химии, русского языка и литературы, истории.

   В это время очень активно работают пионерская и комсомольская организации, проводятся Ленинские зачёты, пионерские костры, отряды соревнуются за право называться именами пионеров – героев, героев – космонавтов, Героев Социалистического труда.

   Первый лыжный переход, школьные тематические вечера, спортивные соревнования, школьный вокально–инструментальный ансамбль – это далеко не всё, чем была наполнена школьная жизнь в эти годы. И конечно же, учителя вдохновляли своих учеников, своих воспитанников на добрые дела, на новые свершения.

 

    
     

  

  Из  сочинения Тарасовой  Марины (7кл.)– «Школа  моих  родителей»

      

   Моя мама училась в Аксарковской школе и закончила её в 1973 году.

   В то время ученики начальных классов учились отдельно от старшеклассников. Школы были одноэтажные, с печным отоплением.  И вот 1сентября 1971года была открыта новая школа. Это было большим событием в жизни посёлка, потому что все этого ждали.

   Прошло много лет после окончания школы, а мама часто и с любовью вспоминает свою учительницу начальных классов - Гольскую М.М., которая с добротой и вниманием относилась к своим ученикам. С отстающими учениками она занималась дополнительно.

Часто она вспоминает и своего классного руководителя – Петрова В.А., который отличался своей добротой. Он и сейчас при встрече всегда  интересуется жизнью своих выпускников.

   Самым любимым предметом у мамы была география. А почему? Да потому что её интересно и доступно преподавала Вилль Е.К.

   Много нового и интересного мы можем узнать от наших родителей о школьной жизни прошлых лет. Ведь мало кто знает, что в младших классах школьников принимали в октябрята. Существовали пионерские и комсомольские организации, которые занимались воспитанием молодёжи. Много интересных и полезных дел они выполняли: помогали престарелым людям, следили за успеваемостью и дисциплиной учеников, выпускали стенгазеты, ходили в походы.

   А сколько замечательных традиций было в школе! Военизированная игра «Зарница», в которой участвовали все. Вечер встречи выпускников «Бригантина», который был ещё организован в те годы, существует по настоящее время.

   Но самым любимым у мамы днём был 1сентября. Это день, когда после летних каникул происходит встреча учеников и учителей. У всех масса впечатлений. Все красивы, и всё празднично,  готово к  новому учебному году.

   Прошли годы. А мама с любовью и добротой вспоминает своих учителей, друзей и незабываемые школьные дни.

 

  Девяностые годы, конец двадцатого века…

   Жизнь в школе кипит: проводятся субботники и воскресники, озеленяется школа и посёлок, проходят смотры строевой песни, военизированные эстафеты. Работает лыжная база, все учителя и ученики увлечены лыжным спортом.  В школу приходят работать свои же выпускники. Каждый – энтузиаст и активист, выдумщик и фантазёр.

   Школа-интернат – это не только уроки. Это тепло и уют, это забота о детях, это постоянный труд  библиотекарей, поваров, рабочих, техничек, многих других людей.

 

    

 Выпуск 1994 года

 Выпуск 1998 года

  

   Наступил  XXI век…                     

   Время новых технических достижений, информационных, компьютерных технологий. Районный центр Приуралья - посёлок Аксарка - развивается и хорошеет с каждым днём. Развивается и школа. 26 февраля 2002 года открыто новое здание школы.

   С 1 января 2014 года школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Аксарка.

    

 

   Сейчас в школе-интернате обучается 734 человека, из которых 415 (57%) – это дети коренных малочисленных народов Севера, из них 140 человек проживают в интернате. Наша школа-интернат является самой крупной на Ямале по количеству обучающихся в ней детей - представителей народа ханты. Образовательный процесс осуществляет достаточно квалифицированный  педагогический коллектив:  высшее образование и квалификационную категорию имеют - 73 человека (72,2%); звания  - 12 педагогов (11,6 %).

   Школа является:

  • обладателем гранта Президента в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»;

  • лауреатом первого окружного «Образовательного форума – 2008»;

  • лауреатом XII всероссийского образовательного форума,

  • включена в реестр лучших образовательных учреждений России;

  • обладателем гранта II окружного образовательного форума «Учитель. Инновации. Успех»

          
      
       
      
     
     

 

В школе на протяжении многих лет работают объединения дополнительного образования по различным направлениям:

1. Художественно-эстетического:

  • Резьба по дереву: шкатулки, столики, разделочные доски, ложки, пояса,  нарты для оленеводов, лодки для рыбаков.

  • Ямал славится резчиками по кости и рогу. Наши воспитанники уже являются мастерами своего дела и занимают призовые места в районных и окружных конкурсах и Российских олимпиадах.

  • Бисероплетение представлено салфетками, подарочными изделиями, украшениями, игольницами, орнаментированными лентами для украшения верхней одежды, обуви.

  • К работе с  мехом и сукном девочки приобщаются с раннего возраста. Шьют меховую и суконную одежду сначала для кукол «Акань».

  • Плетеные пояса – неотъемлемая часть и мужского и женского национального костюма.

  • Любят наши мастерицы шить, вязать и вышивать, кроме национальных кукол в интернате изготавливаются куклы из подручного материала.

  • Обучающиеся начальных классов с увлечением занимаются квиллингом.

  • Лепка из глины – одно из самых любимых занятий младших школьников. Ребенок чувствует себя настоящим волшебником,  способным создать свой собственный мир. Глина, как никакой другой материал, активно развивает мелкую моторику пальцев, дает почувствовать объем и форму, учит ориентироваться в пространстве. Перед вами - композиция «У чума»,  выполненная младшими  школьниками и другие поделки.

  • Занятия в танцевальной, театральной и вокальной студиях  позволяют формировать у обучающихся, воспитанников навыки сценического искусства, благодаря чему наши дети занимают призовые места на различных конкурсах.

2. Спортивное направление представлено различными секциями: настольный теннис, баскетбол, волейбол, шахматы. 12 лет обучающиеся школы занимают первое место в спартакиаде на приз Главы МО Приуральский район. Ежегодные  победители в районном конкурсе «Безопасное колесо»

Занятия в спортивных секциях обеспечивают ученикам устойчивый результат на олимпиадах и соревнованиях.

 

3. Естественно - научное направление

  • Научно-исследовательское общество обучающихся «Поиск»

  • Кружок «Юный математик»

  • Обучение физике и математике в Федеральной заочной физико-технической школе при Московском физико-техническом институте

  4. Научно-техническое         направление

  • робототехника

  5. Военно-патриотическое направление

      В школе продолжает работать военно-патриотический клуб «Сокол»

  

 

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
COMMENTFORM
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"